МКДОУ детский сад №5 "Родничок" г.Нолинска
Каталог файлов
Поиск

СВЕДЕНИЯ ОБ МКДОУ

КАЧЕСТВО

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПЕДАГОГАМ

РОДИТЕЛЯМ

Мы ВКонтакте

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Министерство просв

ИРО Кировской обл

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Объясняем РФ

НАШ ОПРОС
Удовлетворяет ли Вас качество предоставляемых услуг
Всего ответов: 141

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.05.2024, 01:01

Главная » Файлы » Методические разработки

Развитие эмоциональной сферы у дошкольников - Буторина Л.В.
01.10.2013, 16:11

  В современной жизни особую остроту приобретает проблема развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, так как эмоции влияют на любое проявление человеческой активности и обеспечивает адаптацию во взаимодействии с окружающим миром. Современный ребенок – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг, он действует, переживает то, что с ним происходит и им совершается. И каждому хочется, чтобы его принимали таким, какой он есть, чтобы понимали его состояния и переживания. Характер и сила этих переживаний составляют эмоциональную сферу – одно из величайших благ, подаренных человечеству.

Разные авторы в определении эмоциональной сферы выделяют эмоции, чувства, отношение человека к жизни, имеющие такие качественные характеристики как содержание, качество и динамику. По мнению Р. С. Немова эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств это эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы [2]. Как отмечает М. Н. Татаринова, эмоциональная сфера – это эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы, установки [3]. Все авторы сходятся в том, что эмоции стали одним из признаков человечности и выражают нашу способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональные процессы становятся более уравновешенными и со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание.  Происходит осознание себя среди других людей, отбор позиции, из которой они будут исходить при выборе поведения. К тому же характерной чертой в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста является изменение её экспрессивной стороны – умение различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению через мимику, жесты, позы.  

Мы предполагаем, что эмоциональная сфера сама по себе совершенной не станет, ее необходимо развивать, создавать условия эмоционального комфорта, способствовать развитию понимания эмоционального состояния своего и других людей. Исходя их психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева – основой развития психической сферы личности является деятельность как социально активный и целенаправленный процесс [1]. Следовательно, развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста можно через разные виды деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, где ребенок не пассивный слушатель и исполнитель, а субъект, активно участвующий в групповых делах. При таком взаимодействии возникают ситуации сравнения себя с другими, развивается саморефлексия, происходит стимулирование эмоционально-волевого напряжения, гармонизация рационального, эмоционального и волевого компонентов, создается ситуация успеха. Эти компоненты, используемые интегрировано в комплексе, ведут к развитию эмоциональной сферы у детей.

С нашей точки зрения эффективным средством развития эмоциональной сферы у детей могут быть игры с песком, в которых предполагается взаимодействие с ребенком как с активным субъектом. Игры детей с песком поглощают негативную психическую энергию, стабилизируют эмоциональное состояние. Основная цель игры с песком состоит в естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие ребенка таким, какой он есть. Это удовлетворяет потребность дошкольника в наиболее естественных способах гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, способность к активному действию. Игры с песком – процесс экспериментирования, созидания, творчества, способ повышения уверенности каждого ребенка в себе и открытия новых путей развития личности.

Для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры с песком нами был разработан цикл игровых занятий «Приключения в Песочной стране». Содержание занятий направлено на достижение цели развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного посредством игры с песком через решение следующих задач: -     создать условия для развития эмоциональной сферы у детей; -     развивать умение различать и понимать эмоциональные состояния, вербально передавать собственное и чужое состояние, практически владеть выразительными движениями (мимикой, пантомимикой), навыками релаксации и саморегуляции; -     воспитывать позитивное отношение к окружающим.

Цикл представляет собой 11 игровых занятий, каждое из которых составлено на основе сказочной истории, в которой герой формулирует задания, моделирует с детьми разные ситуации и совместно с ними ищет пути выхода из них. Например: «Принц без сердца», «Кваки и зеленый оазис», «Разноцветное настроение», «Приключения в стране сказок».  Включение сказочной истории в игры с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером песочной сказки. Главное правило воспитателя – быть терпеливым и осторожным с ребёнком, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем сказочном «путешествии» по «Песочной стране».

Мы разработали следующую технологию проведения игровых занятий с песком:

-     рассказ сказки – установка эмоционального контакта;

-     игровой блок – развитие сюжета сказки (помощь сказочному герою, моделирование различных ситуаций на песке и пути выхода из них);

-     релаксация – освобождение от физического, психического и эмоционального напряжения;

-     развязка  сказки – заключительная часть сказки (закрепление положительных эмоций, повышение уверенности в своих возможностях).    

Список литературы

1.    Леонтьев, А. Н. Деятельность как основание личности [Электронный ресурс]: Психология эмоций: Деятельность. Сознание. Личность. – Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/0002718.htm - свободный.

2.    Немов, Р. С. Общая психология [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 608 с.  

3.    Татаринова, М. Н. Активизация эмоциональной сферы студентов в образовательном процессе [Текст]: учебное пособие / М. Н. Татаринова, М. Г. Яновская. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 92 с.


Материал подготовил - педагог-психолог Буторина Л.В.

Категория: Методические разработки | Добавил: ADMIN-МКДОУ5 | Теги: Обобщение опыта
Просмотров: 1033 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МКДОУ № 5 г.Нолинска
Создать бесплатный сайт с uCoz
Пользовательское соглашение