Возрастные особенности детей раннего возраста
С появлением ребёнка вы становитесь на новый, совершенно неизвестный для вас путь, путь родителя. Начиная с первого дня жизни, маленький человечек растёт, развивается, начинает познавать окружающий его мир. И как родитель, вы должны знать особенности развития детей раннего возраста, ведь этот путь вам придется пройти вместе с малышом.
В раннем возрасте у ребёнка довольно быстро формируются свойственные человеку психологические и физиологические процессы. Чтобы малыш рос полноценным и хорошо развитым ребёнком, главное своевременно и правильно осуществить его воспитание. Условные рефлексы у ребёнка образовываются с первых дней жизни.
Родителям следует помнить, что у малышей этого возраста наблюдается высокая ранимость его организма, сопротивляемость заболеваниям низкая. Даже обыкновенная простуда сказывается отрицательно на общем развитии маленького организма. И именно поэтому важной задачей воспитания ребёнка в раннем возрасте является забота родителей о его здоровье. Все знают, что маленькие дети – это непоседы. Им всё и везде интересно, они всё изучают, пробуют на вкус, трогают руками. У них преобладает возбуждение, а тормозные процессы находятся на втором плане. Если вы ограничите малыша в движении, максимум его усидчивости хватит минут на пять, потом вы опять будете ловить его по квартире или на улице.
Родители не всегда имеют возможность долго сидеть в декретном отпуске с малышом. Очень многие в 2 годика, а то и раньше отдают своих детей в детские сады. К особенностям развития детей раннего возраста относится и привыкание к новому месту, быстрая или не очень адаптация к новому распорядку дня и условиям в садике. На этом этапе родители должны обеспечить своему ребёнку одни и те же приёмы воспитания дома и в садике. Так ему будет гораздо легче привыкнуть к новым условиям.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Основные достижения возраста
- Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
- Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
- Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.
- Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
- Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
- Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Материал подготовил - воспитатель Пырегова О.В. |